Казачий детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях

 

 

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.

      Главная проблема  заключается в ограничении этих людей связи с миром, контактов с детьми  и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения  со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последнее время все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.

     Рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

       СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.

       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями  тоже цветок.

Когда семья, окружающая среда, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.

       Люди все разные. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Важно избежать обвинений в адрес общества или жалости к инвалидам. У нас много общего, мы можем жить вместе. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми.

 

 

Формирование толерантных отношений детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в семье.

Семья имеет важное значения для становления и развития психики ребёнка. Именно в семье происходит формирование основных ценностных приоритетов и жизненных установок человека, опредяющих его внутренний личностный склад. Не для кого не является секретом и тот факт, что стратегия внутрисемейного взаимодействия сказывается и на общении ребёнка со сверстниками, а в ситуации наличия того или иного физического дефекта семья является основным механизмом всестороннего психического и личностного развития ребёнка.

Наличие того или иного физического дефекта накладывает неизгладимый след на стратегию внутрисемейного взаимодействия родителей с ребёнком. Ситуация осложняется тем, что многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают чувство вины за рождение ребёнка с ОВЗ. В такой ситуации семья фиксируется не на формировании всесторонне развитой и целостной личности ребёнка с ОВЗ, как полноправного члена общества, а пытается «снизить» трудности адаптации подрастающего человека в социуме. Это проявляется в уходе самих же родителей от контактов с окружающими их людьми. Им кажется, что все люди озлобленные и могут неадекватно относиться к ним и их ребёнку. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со своими проблемами и внутренними переживаниями, что отрицательно влияет на межличностном взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками.

Однако, Выше описанную ситуацию можно избежать всем родителям, заинтересованным в полноценном всестороннем развитии своего ребёнка с ОВЗ. Процесс формирования зрелой и самостоятельной личности отличается длительностью и сложностью, так как каждый физический дефект имеет свои особенности, которые определяют психическое развитие ребёнка. Тем не менее, если Вы задумываетесь над тем, как помочь своему малышу почувствовать себя полноценным человеком и не испытывать негативных переживаний, обусловленных тем или иным физическим дефектом, воспользуйтесь в процессе воспитания следующими основными рекомендациями. Я уверена, что они помогут Вам взглянуть на своего ребёнка иначе: не через призму физического дефекта, а через созедание нормально развивающегося человека, способного адекватно воспринимать воздействия окружающего мира, друзей и близких, а также радоваться каждому прожитому мгновению.

Рекомендации для родителей:

·         Прежде всего, примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

·         Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

·         Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

·         Помните,ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

·         Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

·         Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем.

·         Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. В такой ситуации он почувствует себя важным и нужным не только для себя самого, но и для семьи и окружающих его людей.

·         Решайте все дела вместе со своим ребёнком.

·         Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

·         Стимулируйте его приспособительную активность, помогайте в поиске своих скрытых возможностей.

·         Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

·         Следите за своей внешностью и поведением, так как Ваш ребёнок должен гордиться вами.

·         Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.

·         Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

·         Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

·         Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

·         Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.

·         Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

·         Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

·         Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений, не стесняйтесь их приобретать.

·         Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

·         Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды.

·         Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

·         Помните о том, что помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

·         Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.

·         Всегда помните о том, что в том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

·         Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

·         Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.

·         Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

·         Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.

·         Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.

·         Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

·         Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

·         Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Опубликовано 5 октября 2017, автор публикации Криводонова Юлия Евгеньевна, психолог,г. Бийск

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ