Формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.
Главная проблема заключается в ограничении этих людей связи с миром, контактов с детьми и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последнее время все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.
Рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок.
Когда семья, окружающая среда, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.
Люди все разные. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Важно избежать обвинений в адрес общества или жалости к инвалидам. У нас много общего, мы можем жить вместе. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми.
Формирование толерантных отношений детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в семье.
Семья имеет важное значения для становления и развития психики ребёнка. Именно в семье происходит формирование основных ценностных приоритетов и жизненных установок человека, опредяющих его внутренний личностный склад. Не для кого не является секретом и тот факт, что стратегия внутрисемейного взаимодействия сказывается и на общении ребёнка со сверстниками, а в ситуации наличия того или иного физического дефекта семья является основным механизмом всестороннего психического и личностного развития ребёнка.
Наличие того или иного физического дефекта накладывает неизгладимый след на стратегию внутрисемейного взаимодействия родителей с ребёнком. Ситуация осложняется тем, что многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают чувство вины за рождение ребёнка с ОВЗ. В такой ситуации семья фиксируется не на формировании всесторонне развитой и целостной личности ребёнка с ОВЗ, как полноправного члена общества, а пытается «снизить» трудности адаптации подрастающего человека в социуме. Это проявляется в уходе самих же родителей от контактов с окружающими их людьми. Им кажется, что все люди озлобленные и могут неадекватно относиться к ним и их ребёнку. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со своими проблемами и внутренними переживаниями, что отрицательно влияет на межличностном взаимодействии с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, Выше описанную ситуацию можно избежать всем родителям, заинтересованным в полноценном всестороннем развитии своего ребёнка с ОВЗ. Процесс формирования зрелой и самостоятельной личности отличается длительностью и сложностью, так как каждый физический дефект имеет свои особенности, которые определяют психическое развитие ребёнка. Тем не менее, если Вы задумываетесь над тем, как помочь своему малышу почувствовать себя полноценным человеком и не испытывать негативных переживаний, обусловленных тем или иным физическим дефектом, воспользуйтесь в процессе воспитания следующими основными рекомендациями. Я уверена, что они помогут Вам взглянуть на своего ребёнка иначе: не через призму физического дефекта, а через созедание нормально развивающегося человека, способного адекватно воспринимать воздействия окружающего мира, друзей и близких, а также радоваться каждому прожитому мгновению.
Рекомендации для родителей:
· Прежде всего, примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
· Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
· Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
· Помните,ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
· Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
· Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем.
· Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. В такой ситуации он почувствует себя важным и нужным не только для себя самого, но и для семьи и окружающих его людей.
· Решайте все дела вместе со своим ребёнком.
· Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
· Стимулируйте его приспособительную активность, помогайте в поиске своих скрытых возможностей.
· Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
· Следите за своей внешностью и поведением, так как Ваш ребёнок должен гордиться вами.
· Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
· Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
· Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
· Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
· Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
· Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
· Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
· Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений, не стесняйтесь их приобретать.
· Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
· Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды.
· Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
· Помните о том, что помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
· Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
· Всегда помните о том, что в том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
· Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
· Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.
· Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
· Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.
· Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
· Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
· Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
· Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Опубликовано 5 октября 2017, автор публикации Криводонова Юлия Евгеньевна, психолог,г. Бийск
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.